Как снимают футбольные матчи (взгляд по ту сторону экрана)

13 июля 2018

Вы задумывались над тем, кто снимает футбольные матчи? Как это происходит? Почему мы видим те или иные кадры? Какое оборудование используется? Мы задумались и решили найти ответы на эти вопросы. В этом нам поможет один из операторов, который много лет работает на трансляциях футбольных матчей в России – Максим Футболов.


Сколько камер обычно используется на трансляции?

В среднем 14, на топовых матчах 24 и больше.

1 - ведущая камера. Стоит наверху на трибунах, 90% трансляции - картинка с неё. Следит за мячом. Объектив 22 крат.2 - укрупнение. Рядом с ведущей. Помогает ведущей, если увеличения не хватает. 88-100 крат. 3 - лягушка. На поле. Мимо неё выходят игроки, она же показывает судью с заменами и добавленное время. 40-88-100 крат. 4 - левый офсайт. На трибунах. Тут всё понятно, контролирует положение игроков. 40 крат.5 - правый офсайт. Аналогично левому офсайту. 6 - левая за воротами. На уровне поля. Голевые моменты, нарушения, в случае гола на неё прибегают порадоваться команды. 88-100 крат.7 - правая за воротами. Аналогично. 8 - левая тжк (уже чаще стедикам) - на поле курсирует по бровке слева от лавки игроков. Розыгрыши угловых, нарушения, радости. Иногда выходит на "монетку". 9 - бьютишот. Под самой крышей. Красивый общий вид стадиона, оператор отсутствует. 14 крат .10 - тжк на бровке. Выход команд на поле из подтрибунного помещения, встречает и провожает на заменах, "монетка". 14-22 крат. 11 - тактика. За одними из ворот. Голы, нарушения, да всё в общем. 100 крат. 12 - правая тжк. Аналогично левой. 13 - обратка. Чуть выше уровня поля. Работает в основном на тренеров. 100 крат.

Какой самый крупный матч ты снимал?

Таких много - это и матчи сборных, не только России, матчи Лиги Европы. Конечно, есть
мечта поработать на Лиге Чемпионов.

Есть операторы, которые не любят футбол?

Не видел прям яркую нелюбовь к футболу, некоторым все равно на игру, они приходят
выполнить свою работу. И это абсолютно правильно, хоть и спонтанная позиция, ведь
когда ты и работаешь, и болеешь, ты можешь совершить неосознанные ошибки, будь то
резкие рывки камерой или тряска.

Как происходит координация всех камер, есть какие-то спец. термины, которые
слышишь в наушник?

Естественно, во время матча мы слышим режиссера через наушники, друг с другом
операторам не принято общаться, можно обратиться к инженерам в ПТС при каких-либо
проблемах с техникой. Термины: «горит камера» - пересвет; «топотушки» - выход
команды футболистов на поле для проверки поля; «слошка»- камера, снимающая в
рапиде; «лягушка» - на низкой платформе. Еще у определенных групп
камер своя длинная оптика, соответственно. Группы камер обычно называют «лягушка»,
«обратка», «заворотные» и т.д.
Все камеры номерные, и как правило, у вас свой номер и оператор может
слышать: - «камера 7, фокус» все команды четкие и понятные.

Какие особенности съемки, если ты оператор футбольного матча?

Обширный вопрос, особенности зависят от точки, на которой стоишь. У
каждой камеры на трансляции свои определенные задачи, чуть ли не прописанные
регламентом.

К примеру, на моей точке (оффсайдная камера) главная особенность - держать крайних
защитников и владеющего мячом игрока в кадре. Часто задачи каждой камеры
обсуждаются перед матчем с режиссером и главным оператором. Важно понимать съемка футбольного матча кардинально отличается от любых других видов трансляций/мероприятий — типом камер, объективами и самим принципом съемки.

Так к примеру, применяются большие операторские камеры с матрицами 2/3 Sony hdc
1500, PMW-F55, PXW-Z450, HDC4800 и т.д. (К слову на нынешнем ЧМ в России используются исключительно камеры Sony – компания выиграла контракт на поставку оборудования. — прим.ред.) Так же используется камеры фирм JVC, Panasonic. Цены озвучивать не буду, но они впечатляют (улыбается).
Помимо камеры используются еще большие зум-объективы. Обычно с кратностью
увеличения 22, 44, 88,101, фирмы разные, чаще используются Fujinon.

Как пояснили нам другие операторы, объективы на ТВ не используют в обозначении привычные «мм» - условно название 24-200 мм объективы не увидите и не услышите. Есть специальные формулы, с помощью которых можно сделать перерасчет с объектива в привычный формат, это связано с тем, что применяются камеры с матрицами 2/3.

Все камеры оснащены зум-объективами. Обычно ведущая камера имеет зум с кратным увеличением 25, со стабилизатором на тяжёлом штативе, Vinten 700, или 22. Укрупнение - 86 крат. На «лягушках», «суперсло» (камера снимающая весь матч со скоростью 75 и больше кадров в секунду, для повторов) ставят самые длинные объективы -101 крат, на стедикамы 14. Там, где не нужно планы по крупней, камеры оффсайдов - обычные 22 крат.  Понятное дело есть специфика работа всей это связки — камеры+объектив+штатив.

Зумы сами по себе большие, с приличным весом и, как следствие, инерцией. Зум должен работать четко, плавно, так же надо во время зумирования держать фокус и это все с одновременным, плавным движением камеры (а инерция, сами понимаете,
большая), плюс вы постоянно на связи с режиссером, при этом вокруг вас куча людей.
Другая особенность фокус и зум разнесены на 2 руки (если снимаете стационарно), это кардинальное отличие от репортажной съемки, когда камера на плече или риге. Вам нужна очень хорошая координация.

Нюансов в целом хватает, это на первый взгляд кажется все просто, взаимодействие фокуса и зума в обычной жизни не часто применяется, и  это навык, который
кроме трансляций нигде не получишь.

Из технических особенностей я бы еще отметил «баланс белого» отстраивается прямо с ПТС, иногда перед матчем просят навести на определенные объекты на поле, так "сводят"
камеры. Так же есть камеры, которые снимают весь матч только в рапиде (замедленная
съемка)

Про работу в ПТС мы обязательно напишем отдельную статью, нюансов очень много и описать все в одной статье сложно.

Какие сложности могут возникнуть в процессе съемки?

Основная сложность – ты всегда на связи с режиссером, и в случае каких-то проблем, ты
не можешь взять и уйти. Бывает возникают технические проблемы – не работает
трансфокатор (зум) или работает неправильно, и обо всем этом надо говорить сразу, т.к.
твоя камера может быть нужна в любой момент, и на нее рассчитывает режиссер.

Какие внештатные ситуации у тебя происходили?

Часто случалось, что переставал работать трансфокатор (он же зум — прим. ред.), и
было время, мы приходили на матч и думали кому попадется сегодня этот пульт. Такое не
часто происходит. В таких случаях, обращаемся в ПТС, они вызывают инженеров, и те
могут принести запасной пульт. В крайнем случае, режиссер учитывает этот момент.

Бывает, что ты смотришь матч зрителем, по ТВ? Фиксируешь какие то моменты — по типу смотришь и проговариваешь про себя «вот тут сейчас зум...»?

Конечно, смотря матч, замечаешь все, когда ничего не заметил, значит все идеально
прошло, но такое редко случается. Бывает после резкого рывка камеры или перевода
камеры не туда представляешь, что сейчас доносится по связи с ПТС этому оператору
(смеется)

Ты наверняка смотрел другие трансляции ЧМ по футболу, можешь выделить какие-то
интересные, с точки зрения съемки?

Естественно, этот ЧМ по футболу поистине историческое событие, ведь работа оператора
именно на этом ЧМ в России стала настолько важна при просмотре повтора эпизода
судьями и вынесении зачастую судьбоносного решения в матче. По красоте трансляций
можно отметить финал Лиги Чемпионов, там работают профи высочайшего уровня (но
вот режиссеры тогда все запороли — прим. ред.), до которых никогда не дорасти роботам и искусственному интеллекту, которыми собираются заменить операторов в будущем, но
чего не случится еще лет 100 (мнение собеседника может не совпадать с мнением
редакции)
.

Какой совет ты можешь дать ребятам, которые хотели снимать матчи, как попасть
в эту отрасль?

Нужно получить диплом оператора ТВ, во время обучения и прохождения практики на
телеканалах как-то заявить о себе, проявлять интерес, постоянно развиваться, общаться с
операторами со стажем, режиссерами. Периодически компании ищут операторов на
трансляций спортивных мероприятий, но бывает это не часто.

Данная статья безусловна будет иметь продолжение, тема раскрыта только частично, а точнее с одной стороны. Надеемся, что после прочтения данной статьи вы сможете с большим интересом смотреть футбол.

При написании статьи мы благодарны всем, кто нам помог, а именно: Иван Гришин, Yuka Ascia, Ксения Сельвиан, Ася Вольгич, сообщество в fb - natexpo, сообществу в VK - https://vk.com/clubfidller_fly, pikabu.ru за полезные дополнения. нашим редакторам и друзьям.

Все возможные замечания и предложения можно писать сюда

при копировании любой информации с ресурса, ссылка на сайт обязательно!

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, пишите свое мнение в комментариях, задавайте вопросы:

мы вконтакте

мы в instagram

мы в facebook

мы в twitter

чат в whatsapp

мы на youtube